1Государственная система дополнительного образования детей, которая является преемником системы внешкольного образования, готовится отметить свой 100-летний юбилей. Анализируя исторические предпосылки развития внешкольных учреждений, необходимо отметить, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики. Становление и развитие системы воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования (внешкольных учреждений) нацелено на решение вопросов, связанных с преобразованием экономических и политических основ жизни общества, ориентацией на связи воспитания с жизнью.

В настоящее время дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников. Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни. В самостоятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется культурная среда обитания, отношения увлеченных людей.

Наша система дополнительного образования детей уникальна и не имеет аналогов в мире, что накладывает свой отпечаток на подходы к ее развитию и совершенствованию в едином образовательном пространстве нашей страны.

До 1917 года дополнительное образование детей определялось как внешкольное образование. Затем до начала 90-х гг. употреблялись термины «Внешкольная работа», «Внешкольное воспитание», «Внешкольные учреждения». Закон РФ об образовании  (1992 г.) ввел в научный оборот термин «Дополнительное образование детей». Но до сих пор под дополнительным образованием многие понимают внешкольную работу. В работе с детьми внешкольное дополнительное образование сразу формировалось на другой основе, расширяя и компенсируя недостающие возможности школы в создании условий для развития личности учащихся.

В ходе изучения динамики функций учреждений дополнительного (внешкольного) образования детей, сопоставления статистических, отчетных и нормативных материалов предложена новая периодизация развития отечественной системы дополнительного образования, отражающая шесть основных этапов: 1 этап: (1905-1917 гг.) — возникновение; 2 этап: (1918-1939 гг.) — становление; 3 этап: (1940-1960 гг.) — развитие;  4 этап: (1961-1986 гг.) — расцвет; 5 этап: (1987-1992 гг.) — кризис (спад); 6 этап: (1993 — по настоящее время) — стабилизация (выход из кризиса). Этапы отражают разные образовательные парадигмы, социально-политические условия и системы, значительно отличаются по количеству функционирующих внешкольных учреждений. Процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей начался  с 1992 года.

На современном этапе учреждения дополнительного образования детей действуют параллельно с общеобразовательной  школой, а само дополнительное образование детей становится важным компонентом общего образования, институтом социализации личности, создающим условия для развития деятельности разнообразных объединений детей и взрослых, удовлетворяющих постоянно изменяющиеся социокультурные, образовательные и индивидуальные потребности обучаемых.

В 2018 году системе российского дополнительного образования детей — 100 лет. Наша страна — первая в мире, где это направление воспитания и обучения выросло в систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций в общеобразовательных школах. Миллионам детей, подростков дополнительное образование помогло раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги к будущей профессии.
За последние годы впервые за 20 лет в стране принят ряд документов, официально включающих дополнительное образование детей в ряд приоритетов государственной образовательной политики. Фактически сформирована долгосрочная стратегия развития дополнительного образования детей в современных условиях.

Методист Калмыкова З.М.