«НАУКА XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ»

konference   28 апреля в Миасском филиале Челябинского государственного университета прошла ежегодная научно-практическая конференция «НАУКА XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ».В этом году она была посвящена 70-летию Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева. 

   С докладом «Детский технопарк – инновационная модель дополнительного образования» выступил студент 3 курса Шапшал Борис.

 

 

«Детский технопарк –

инновационная модель дополнительного образования»   

   Инновационный процесс, т.е. создание, распространение и потребление субъектами национального хозяйства научно-технических, производственных, организационных, управленческих и других новшеств, лежит в основе модернизации экономики и общества в целом.

   Опыт развитых стран показывает, что наибольший успех ими достигается при вложении инвестиций в человека – новые знания, воплощенные в образовании, новых технологиях, оборудовании, организации и управлении. На их долю в этих странах приходится от 70 до 90% ВВП [1].

   В 2015 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) разработало проект «Новая модель системы дополнительного образования детей», благодаря которому в России должна была появиться сеть детских технопарков.

   Инициатива была предложена в рамках правительственной «Концепции развития дополнительного образования до 2020 года». Концепция была разработана для выполнения президентского указа № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»[2]. Согласно указу, к 2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках и секциях. 

   По статистике Минобрнауки России, более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. Этого чрезвычайно мало, поскольку российская экономика и промышленность нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, ученых и технологах.

   Миссия детских технопарков – обеспечить школьникам России доступ к современным программам дополнительного образования в области технологии.

   Главное средство развития детских технопарков – механизм государственно-частного партнерства, привлекающий в систему дополнительного образования носителей новых технологий [3].

   Типовая структура детского технопарка: IT-класс, электроника, промдизайн, «грязный цех» и коворкинг. 

   К концу 2016 года детские технопарки начали работать в 14 регионах России. В них бесплатно обучаются дети в возрасте от 5 до 18 лет.

   Идею создания детских технопарков поддержала в том числе Челябинская область.  В Миасском городском округе на базе Дома детского творчества «Юность» имени академика В.П. Макеева» открылся первый детский IT- технопарк «Техноторий». Этот проект стал совместной разработкой ДДТ «Юность» им. В.П. Макеева» и компании «Папилон», а также является первым проектом сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования и сектора экономики.

   Компания «Папилон» – российская производственная IT-компания, занимающаяся комплексной разработкой и внедрением высокотехнологичных автоматизированных программно-технических систем. Компания входит в тройку ведущих международных компаний обладающими технологиями создания биометрических систем национального масштаба. Позиция предприятия —  получение результата в виде развития современных  технических направлений, увеличения охвата детей дополнительным образованием в технических направлениях для дальнейшего  выбора обучающимися инженерных профессий и их трудоустройство на ведущие предприятия нашего города.

   Дом детского творчества «Юность» имени академика В.П.Макеева» —  единственное многопрофильное учреждение дополнительного образования в городе, которое имеет профессиональный опыт работы в реализации общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования детей [4].

   Образовательный IT-парк «Техноторий» начал свой старт с реализации трех дополнительных программ технической  направленности: программирование, 3D-моделирование и робототехника. Уникальность проекта заключается в том, что в рамках решения практических задач привлечены специалисты компании-инвестора [5].

   Научно-методическое сопровождение IT-парка осуществляет региональный ресурсный центр Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Технопарк в Миассе — это первый продукт, реализованный в рамках регионального проекта «Создание сети образовательных технопарков в Челябинской области»

   Задачи проекта:

— ранняя профориентация ребенка;

— развитие интереса к техническому творчеству и поддержка талантов;

— реализация уникальных образовательных продуктов;

— развитие системы дополнительного образования детей;

-создание новых высокотехнологичных продуктов и реализация инновационных проектов (с привлечением «молодых талантов»).

   Инновационность  проекта заключается в выстраивании персональной образовательной программы ребенка  через набор модулей программы, имеющих различные уровни сложности (базовый и продвинутый) с учетом интереса ребенка и уровня его подготовки и парного принципа работы педагогов. Гибкая система дополнительного образования заменит «массовое образование» проектированием персонального образовательного пространства в направлении технического творчества.

   Оригинальность проекта основана на принципе парного взаимодействия педагогов в каждой группе обучающихся. К работе с ребенком или группой детей привлекаются педагог дополнительного образования и инженер предприятия, выступающий в роли сетевого партнера. В результате такого взаимодействия обеспечивается непрерывный образовательный процесс для каждого воспитанника [4].

   Таким образом,  детский технопарк – это инновационная модель дополнительного образования, позволяющая детям на высоком уровне получать начальные профессиональные умения и навыки по техническим дисциплинам, доступ к современным программам дополнительного образования в области технологий, дающая возможность развиваться молодым талантам. 

Источники

  1. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / [К.В.Балдин и др.]. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 368с.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  3. Новая модель системы дополнительного образования детей «Детские технопарки» // Агентство стратегических инициатив[Электронный ресурс] — Режим доступа https://asi.ru/upload/ef2/Presentation_technopark_2015.pdf
  4. IT-технопарк «Техноторий». Территория творчества [Электронный ресурс] — Режим доступа http://ddt-miass.ru/index.php/tekhnotorij/o-tekhnoparke
  5. В «Юности» открылся первый в Миассе детский технопарк [Электронный ресурс] — Режим доступа http://ddt-miass.ru/index.php/2013-10-20-18-29-57/1272-v-yunosti-otkrylsya-pervyj-v-miasse-tekhnopark

admin

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.